ОРГАНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ

Структура Интерпола, компетенция органов и порядок их работы закреплены в Уставе И Регламенте Организации. В ст. 5 Устава перечисляются основные органы Интерпола. Среди них можно выделить периодически собирающиеся (Генеральная Ассамблея и Исполнительный комитет) и постоянно действующие (Генеральный секретариат) органы, а также такой специфический орган, как Национальные центральные бюро.

Высшим органом Организации является Генеральная Ассамблея, созываемая раз в год. К участию в ее работе приглашаются делегаты всех стран — членов Интерпола. При этом нет документа, который бы регламентировал численный состав делегаций. Этот вопрос оставлен на усмотрение самих государств. Но необходимо учитывать содержание ч. 2 ст. 7 Устава, которая указывает, что по возможности в состав делегации должны включаться руководящие должностные лица полицейских органов, должностные лица, функции которых связаны с деятельностью Интерпола на национальном уровне, а также специалисты по вопросам, включенным в повестку дня. Компетентный правительственный орган каждой страны назначает главу делегации. На сессии Генеральной Ассамблеи в качестве наблюдателей могут приглашаться представители международных организаций и сотрудники полицейских учреждений из стран, которые не являются членами Интерпола.

Генеральная Ассамблея принимает наиболее важные решения, касающиеся общей политики, ресурсов, необходимых для международного сотрудничества, методов работы, финансов и программ мероприятий. В соответствии со ст. 8 Устава Генеральная Ассамблея:

  • определяет принципы деятельности и разрабатывает общие меры, которые должны способствовать достижению целей, указанных в ст. 2 Устава;
  • рассматривает и утверждает общую программу деятельности, подготавливаемую Генеральным секретарем на предстоящий год;
  • устанавливает правила, которые сочтет необходимыми (например, в соответствии со ст. 44 Устава Генеральная Ассамблея устанавливает порядок применения Устава);
  • избирает должностных лиц для выполнения функций, указанных в Уставе (Генеральная Ассамблея избирает Президента Организации, трех Вице-президентов, делегатов Исполнительного комитета и утверждает Генерального секретаря);
  • принимает резолюции и дает рекомендации членам Организации по вопросам, входящим в компетенцию Интерпола;
  • определяет финансовую политику Организации (ст. 39 и 40 Устава);
  • рассматривает и утверждает соглашения, которые заключаются с другими организациями;
  • выполняет иные обязанности, предусмотренные в Уставе Организации, к которым, в частности, относится принятие решений по основополагающим вопросам, например принятие новых членов (ст. 4 Устава) или утверждение изменений в Уставе (ст. 42 Устава).

Деятельность Генеральной Ассамблеи регламентируется различными положениями Устава и ст. 2-38 Регламента Международной организации уголовной полиции. В дополнение к ним на 65-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1996 г. были приняты Правила процедуры, вступившие в силу в 1997 г. Кроме положений, уже содержащихся в Уставе и Регламенте, Правила процедуры урегулировали вопросы проверки полномочий делегатов, размещения делегатов в зале заседания, статус членов Исполнительного комитета на заседаниях Генеральной Ассамблеи, голосования без подсчета голосов, обязательства страны, принимающей очередную сессию, статус наблюдателей.

Очередные сессии Генеральной Ассамблеи проводятся один раз в год (как правило, осенью). Любое государство — член Организации может предложить провести сессию на своей территории, а в конце каждой очередной сессии Генеральная Ассамблея выбирает, в каком из предложенных мест провести следующую сессию. Конкретная дата проведения сессии определяется после консультаций с Генеральным секретарем совместно властями принимающего государства и Президентом Организации. При этом не позднее чем за четыре месяца до сессии государствам — членам Организации направляются официальные приглашения от принимающего государства и Генерального секретаря. Генеральная Ассамблея может быть также созвана на свою внеочередную (чрезвычайную) сессию для обсуждения определенных вопросов по просьбе Исполнительного комитета или большинства членов Организации. Как правило, внеочередная сессия заседает в штаб-квартире Интерпола.

Перед проведением сессии Генеральной Ассамблеи Исполнительный комитет готовит проект повестки дня, отражая в нем вопросы в соответствии с приоритетом их рассмотрения. Такой проект включает в себя вопросы предварительной повестки дня (заложены в ст. 10 Регламента Организации), а также вопросы, предложенные к рассмотрению членами Интерпола. Повестка дня утверждается Генеральной Ассамблеей, которая может включить в нее дополнительные вопросы, требующие срочного обсуждения. На заседаниях Генеральной Ассамблеи председательствует и руководит прениями Президент Организации, который руководствуется ст. 26-32 Регламента и Правилами процедуры. Протокол заседания ведет секретариат сессии.

Для рассмотрения отдельных вопросов повестки дня Генеральная Ассамблея может учреждать комитеты. В обязательном порядке учреждаются временный комитет для изучения и дачи заключения по проекту изменений в Устав или Регламент Организации (состоит из трех делегатов, избранных Генеральной Ассамблеей, и двух лиц, назначенных Исполнительным комитетом) и избирательный комитет для проверки кандидатов (состоит из трех глав делегаций).

Генеральная Ассамблея может принимать решения только на пленарных заседаниях. Решения принимаются в форме резолюций или путем записи в протокол (избрание должностных лиц, решение о принятии новых членов, утверждение программы деятельности на следующий год, выбор места проведения очередной сессии). Резолюции могут иметь различную форму: содержать текст рекомендации или правил либо утверждать прилагаемый доклад (доклад готовится Исполнительным комитетом или Генеральным секретариатом). Текст (предварительный проект) резолюции на первоначальном этапе, как правило, проходит обсуждение в комитете, а затем направляется в виде проекта на рассмотрение Генеральной Ассамблеи. Исключение составляют проекты резолюций, влекущих расходование финансовых средств, которые предварительно направляются Исполнительному комитету.

Как правило, Генеральная Ассамблея принимает решения простым большинством голосов стран-участниц, присутствующих и голосующих на заседании. Но в Уставе указаны вопросы, при голосовании по которым необходимо квалифицированное большинство. Например, решения о принятии в члены Организации, изменении Регламента и принятии к Регламенту приложений должны быть поддержаны большинством в 2/3 голосов членов Организации, присутствующих и голосующих на заседании, а для принятия решения о внесении изменений в Устав требуется поддержка 2/3 всех членов Организации. При голосовании каждый член Организации имеет один голос (если страна не была лишена права голоса в соответствии со ст. 52 Регламента Организации), что обеспечивает равные условия всем странам-участницам. Волеизъявление всей делегации делает глава делегации. Принимаемые резолюции в зависимости от предмета и адресата имеют разную юридическую силу. По предмету резолюции можно подразделить на два вида:

  • резолюции относительно функционирования Организации (бюджет, структура, принятие и изменение уставных документов, учреждение вспомогательных органов, утверждение соглашений между Интерполом и правительством либо международными организациями и т. д.);
  • резолюции в отношении отдельных сфер международной правоохранительной деятельности (определение мер но борьбе с определенным видом преступлений, рекомендации предпринять конкретные действия, содействие принятию законов, рекомендации по методам, используемым в определенной сфере, просьба направить информацию и т. д.).

Резолюции о функционировании Организаций применяются в отношении заинтересованных членов и подразделений Организации. Как правило, они не содержат обязательств для государств, а если и содержат, то такие обязательства не затрагивают суверенитет или законы какого-либо государства. Резолюции по вопросам правоохранительной деятельности, относящимся к компетенции каждого государства, не являются обязывающими. Они могут только «поощрять», «просить», «настаивать», чтобы государства предприняли определенные меры. В то же время резолюции в адрес Генерального секретариата, Исполнительного комитета или вспомогательных органов являются обязательными для исполнения; а в адрес полицейских органов и правительств — рекомендательными.

Исполнительным органом Интерпола является Исполнительный комитет. Он состоит из 13 членов (Президента, трёх Вице-президентов и девяти делегатов), избираемых Генеральной Ассамблеей из своего состава. При избрании необходимо руководствоваться принципом справедливого географического представительства, то есть Президент и Вице-президенты должны представлять четыре континента или, точнее, четыре части света (Азию, Америку, Африку и Европу), а все члены Исполнительного комитета в совокупности — различные страны мира. Президент Организации избирается 2/3 голосов делегатов Генеральной Ассамблеи на 4 года без права повторного избрания. Он председательствует на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Исполнительного комитета, руководит прениями, следит за правильным исполнением решений Организации всеми ее органами, а также осуществляет контакты с Генеральным секретариатом. Вице-президенты и делегаты избираются Генеральной Ассамблеей на 3 года простым большинством голосов. Исполнительный комитет собирается по предложению Президента, но не менее одного раза в год (как правило, трижды в год: два раза в штаб-квартире, а третий — непосредственно перед очередной сессией Генеральной Ассамблеи в принимающей стране). В его компетенцию входит осуществление контроля за исполнением решений Генеральной Ассамблеи, подготовка повестки дня ее сессий, утверждение программы действий и проекта бюджета перед их принятием на Генеральной Ассамблее, а также контроль за деятельностью Генерального секретаря. Генеральная Ассамблея может делегировать некоторые свои полномочия Исполнительному комитету. Кроме того, последний может предложить изменения в Устав Организации, принимает Положение о персонале, предлагает кандидата на пост Генерального секретаря, обладает некоторыми бюджетными полномочиями.

Генеральный секретариат является административным и техническим органом Интерпола. Он проводит в жизнь решения Генеральной Ассамблеи и Исполнительного комитета, направляет и координирует действия, направленные на борьбу с международной преступностью, собирает информацию по преступлениям и преступникам, осуществляет контакты с национальными и международными организациями. В состав Генерального секретариата включается Генеральный секретарь, а также технический и управленческий персонал, необходимый для ведения работы Организации. Все работники Генерального секретариата выступают от имени Организации, а не какой-то одной страны. Их можно подразделить на служащих, переведенных в Организацию национальным органом, командированных в Организацию национальным органом или нанятых по контракту Организацией для выполнения работы, не связанной непосредственно с полицейской деятельностью. В соответствии с Положением о персонале (принято на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1987 г.) споры между Интерполом и его служащими могут быть переданы на рассмотрение Административного трибунала Международной организации труда. Работой Генерального секретариата руководит Генеральный секретарь, избираемый Генеральной Ассамблеей сроком на 5 лет и ответственный перед ней и Исполнительным Комитетом.

Структурно Генеральный секретариат включает в себя следующие службы и отделы.

ОРГАНЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИЦИИ

Служба осуществляет техническую и административную поддержку деятельности Генерального секретаря. Она состоит из исполнительного бюро, отделения общественных связей и секретариата.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТДЕЛ (ПЕРВЫЙ ОТДЕЛ).

Отдел занимается ведением счетов, распределением кадров и оборудования, хозяйственным обеспечением деятельности Организации, подготовкой сессий Генеральной Ассамблеи и других заседаний Организации, делопроизводством (перевод, подготовка документов, отправка корреспонденции и т. п.). Административный отдел включает в себя сектор подготовки документов, бухгалтерско-финансовое отделение, службу безопасности, хозяйственную службу, подразделение кадров и социального обеспечения, бюро по проведению конференций и приему делегаций.

ОТДЕЛ СВЯЗИ И ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ (ВТОРОЙ ОТДЕЛ).

Отдел отвечает за сбор полицейской информации, ведение криминалистических учетов, составление розыскных извещений. Второй отдел ведет компьютерную обработку полицейской информации и электронной системы архивов, обеспечивает соблюдение Правил по внутреннему уничтожению в отношении файлов, проектов международных извещений и сводок уголовных дел, а также организует встречи и симпозиумы по определенным темам.

Отдел связи и обмена информацией включает в себя Европейское связное бюро, региональное координационное бюро, подразделение 1 (работает с обычными преступлениями: против личности, собственности, а также координирует работу по борьбе с организованной преступностью и терроризмом), подразделение 2 (работает с экономическими и финансово-кредитными преступлениями: мошенничество, фальшивомонетничество, легализация преступных доходов), подразделение 3 (работает с незаконным оборотом наркотических средств) и подразделение 4 (осуществляет обмен информацией). Подразделение 4 занимается обработкой информации для Национальных центральных бюро. Оно использует самое современное высокотехнологическое оборудование и состоит из пяти служб, что помогает оперативно отвечать на поступающие от Национальных центральных бюро запросы.

Отделение изучения и реагирования на сообщения должно создавать Генеральному секретариату и Национальным центральным бюро возможность сбора полицейской информации и обмена ею. Работники отделения обязаны отвечать без промедления на запросы, поступающие от Национальных центральных бюро в соответствии с принципами международного полицейского сотрудничества и правилами защиты информации.

Основная задача службы международных извещений — составлять и издавать розыскные извещения на основе данных, предоставленных Национальными центральными бюро.

Эксперты подразделения по отпечаткам пальцев и идентификации отвечают за обработку отпечатков пальцев и фотографий, а также за обновление соответствующих картотек.

Служба автоматического розыска и архивов занимается электронным архивированием всех данных, имеющих отношение к преступлениям, полученных Генеральным секретариатом, а также обслуживает оборудование автоматического розыска. Именно эта служба позволяет Национальным центральным бюро и иным уполномоченным правоохранительным органам иметь прямой доступ к базам данных Интерпола.

В 1993 г. в целях обеспечения централизованного исследования преступности в рамках Отдела связи и обмена информацией была создана секция уголовной аналитической информации. Ее задача — предоставление Генеральному секретариату и странам — членам Интерпола аналитической информации о преступности, а также развитие тактики и стратегии в борьбе с международной преступностью, определение приоритетов в борьбе и планирование последующей эффективной деятельности.

Учитывая важную роль Европы в борьбе с международной преступностью, в 1986 г. был создан Европейский секретариат в рамках Генерального секретариата. В 1988 г. полномочия Европейского секретариата были расширены, и он был переименован в Европейское связное бюро, которое подотчетно непосредственно Генеральному секретарю. Его основными целями являются обеспечение деятельности Европейского комитета и Европейской региональной конференции Интерпола, предоставление возможностей для осуществления связи между европейскими странами по сложным уголовным делам, требующим международного взаимодействия, а также установление связи по безотлагательным вопросам.

В июне 1994 г. в связи с ростом деятельности на региональном уровне было образовано региональное координационное бюро. Оно определяет, какие из существующих элементов регионального полицейского сотрудничества в рамках Интерпола могут быть перенесены на другие регионы, содействует созданию и организует административную поддержку региональных комитетов, созданных по модели Европейского комитета, координирует деятельность региональных и субрегиональных бюро, изучает потребности в учреждении дополнительных региональных и субрегиональных бюро, совместно с отделом технического обеспечения отслеживает соответствие между деятельностью полицейских служб и техническим совершенствованием Национальных центральных бюро.

В целях эффективности полицейского сотрудничества были учреждены субрегиональное бюро в Бангкоке (для Юго-Восточной Азии, а также бюро по вопросам борьбы с распространением наркотических средств), Буэнос-Айресе (для Южной Америки), Сан-Сальвадоре (для стран Карибского бассейна), Хараре (для Южной Африки), Найроби (для Восточной Африки) и Абиджане (для Западной Африки).

ЮРИДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ (ТРЕТИЙ ОТДЕЛ).

В юридическом отделе два подразделения (одно занимается вопросами международного права, другое — публичного и контрактного права). Отдел консультирует по вопросам права (относящимся к деятельности Организации и международному полицейскому сотрудничеству), составляет проекты соглашений с государствами и международными организациями, готовит правовые акты для работы Организации, обновляет инструкции по вопросам предэкстрадиционных процедур в государствах — членах Организации, готовит доклады по правовым вопросам международного полицейского сотрудничества. Во взаимодействии с сотрудниками иных структурных подразделений юридический отдел осуществляет исследования, анализирует, рассылает рекомендации о тенденциях международной преступности и средствах, применяемых государствами-членами и международными организациями для предупреждения и борьбы с преступностью, собирает и публикует международную уголовную статистику, издает официальное издание Интерпола — «Международное обозрение уголовной полиции».

ОТДЕЛ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (ЧЕТВЕРТЫЙ ОТДЕЛ).

Четвертый отдел отвечает за изучение, разработку и применение телекоммуникационного и компьютерного оборудования, необходимого для функционирования Организации. В настоящий момент идет активный переход на стандарт связи I-24/7 (глобальная система связи Интерпола, доступная 24 часа в сутки и семь дней в неделю, позволяющая передавать не только текстовую, но и графическую и иную информацию), вместо ранее применявшегося Х.400. Новый стандарт позволяет полицейским органам разных стран напрямую обмениваться информацией в доли секунды и иметь оперативный и безопасный доступ к базам данных Генерального секретариата Организации. За год новый стандарт стал доступен в более чем 70 странах — участницах Интерпола. Но для эффективности использования нового стандарта, он должен применяться и в системах связи национальных правоохранительных органов.

СЛУЖБА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Ответственным за вопросы финансовой сферы является финансовый инспектор. Задачами финансового инспектора являются подготовка бюджета и обеспечение исполнения утвержденного бюджета в соответствии с руководящими документами Организации.

Генеральный секретариат постоянно взаимодействует с Национальными центральными бюро в странах — участницах Интерпола. Такое взаимодействие особенно эффективно осуществляется в области борьбы с преступлениями против личности и собственности, организованной преступностью и терроризмом, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств, драгоценных металлов и камней, торговлей людьми и проституцией, фальшивомонетничеством, преступлениями в сфере экономики и кредитно-финансовой области.

В составе Интерпола выделяют специфический орган — Национальные центральные бюро. В соответствии со ст. 32 Устава Национальные центральные бюро организуются в одном из правоохранительных учреждений каждой страной — участницей Интерпола.

Для консультирования по вопросам, требующим специального познания в определенной области научного знания исполнительный комитет может назначить сроком на 3 года Советников. Такое назначение должно быть принято к сведению Генеральной Ассамблеей Организации. Исходя из положений Устава, на Советников не могут быть возложены иные функции, кроме оказания консультаций. Советниками, как правило, назначаются всемирно известные ученые и практики в области криминалистики, криминологии, уголовного права и процесса, а также международного права.

Западные авторы в структуре Интерпола кроме уставных органов зачастую отдельно выделяют созданные позднее неуставные органы — Постоянный комитет по информационным технологиям и Наблюдательный Совет по внутреннему контролю архивов Интерпола. Эти органы можно назвать вспомогательными.

Постоянный комитет по информационным технологиям состоит из технических специалистов нескольких Национальных центральных бюро, и его основная функция — давать рекомендации Исполнительному комитету по вопросам внедрения нового оборудования, необходимого для эффективной работы Интерпола.

Наблюдательный Совет по внутреннему контролю архивов Интерпола был учрежден на основе принятого в 1982 г. Генеральной Ассамблеей решения в соответствии со ст. 15 Правил международного полицейского сотрудничества и внутреннего контроля за архивами Интерпола. Основная его функция— контроль за соблюдением прав человека в процессе сбора Интерполом информации о лицах. Первое заседание Наблюдательного Совета прошло в январе 1986 г., и с тех пор его члены собираются регулярно три раза в год.

Любой гражданин или постоянный житель страны — участницы Организации может обратиться в Наблюдательный Совет с запросом о проверке соблюдения указаний руководящих органов Интерпола относительно ведения личных дел, а Наблюдательный Совет обязан ответить на такой запрос (если он не будет признан явно необоснованным в связи, например, с числом запросов или их повторяющимся характером). С согласия Национального центрального бюро, уполномоченного распоряжаться информацией, Наблюдательный Совет может сообщить обратившемуся содержание хранимой Интерполом в отношении данного лица информации.

Наблюдательный Совет состоит из пяти человек:

  • трое беспристрастных и компетентных лиц в вопросах, касающихся защиты информации (или же занимавших либо занимающих высокие посты в судебной системе).

Все они являются гражданами стран — участниц Интерпола и назначаются следующим образом: один — Интерполом, второй — правительством Франции, третий — совместно Интерполом и правительством Франции (он в обязательном порядке занимает либо занимал высокий пост в судебной системе и становится председателем Наблюдательного Совета);

  • один член Исполнительного комитета или его заместитель (назначается Исполнительным комитетом);
  • один эксперт по вопросам электронной обработки информации.

Срок их полномочий составляет три года с момента избрания последнего из них.

Наблюдательный Совет следит за тем, чтобы вся персональная информация, содержащаяся в архивах, была получена и обработана в соответствии с Уставом Организации, была записана для конкретных целей и не использовалась для других целей, была точной и хранилась ограниченный период времени в соответствии с условиями, установленными Организацией. Для выполнения этих задач Наблюдательный Совет имеет свободный доступ к архивам Интерпола.

Как видим, структура Международной организации уголовной полиции позволяет эффективно взаимодействовать правоохранительным органам стран-участниц. При этом важная роль в структуре организации отводится органам по защите прав и свобод человека.

Самарин В.И.
uun
euro
sng
UNES
oas

NGO in the Consultative (Special) Stattus with the Economic and Social Council of the United Nations;
in the Consultative Status in the American States Organization;
international NGO collaborating with UNESCO and INTERPOL

ipa-logo-low-size

Ленинградское региональное отделение ВПА МПА
Email: 47@rusipa47.ru; сайт: www.rusipa47.ru
тел.: +7 812 571-86-04