В юбилейный для IPA год, оглядываясь на пройденный путь, мы невольно оцениваем изменившийся мир и новые условия в которых будет жить и развиваться наше полицейское братство. Какой опыт останется драгоценным и что нас ждет впереди еще предстоит понять, но нет сомнения в том, что IPA должна соответствовать полиции будущего. Актуальные материалы о Киберполиции XXI века регулярно публикуются на центральном сайте ВПА МПА. Свое место и роль в глобальной архитектуре мира и безопасности также стремится найти и МОУП Интерпол, разрабатывая на очередной период до 2025 года свой Стратегический проект «Дадим преступности отпор» — «Turn Back Crime».
Предлагаем Вам поделиться своим мыслями о будущем IPA. Какое место займет она в новой системе миропорядка и безопасности? Каким образом IPA должна соответствовать полиции будущего? Ваши оценки ситуации, поставленные проблемы, а также предложения и советы по теме «IPA будущего», будут опубликованы на сайте Ленинградского РО ВПА МПА и представлены Экспертному совету ВПА МПА.
Вячеслав Ус,
Президент Ленинградского регионального отделения ВПА МПА,
Руководитель Представительства ВПА в СЗФО РФ.
30 лет назад Россия вступила в МОУП Интерпола почти через 70 лет после его создания. Сегодня российское подразделение Интерпола стремится своевременно реагировать на обострившиеся проблемы национальной безопасности, процессы стирания границ, транзитное географическое положение России, появление на ее территории все новых международных каналов и видов преступности на пересечении торговых, миграционных и криминальных путей. В интересах России этим вызовам должна соответствовать не только национальная законодательная база, но и сама структура МОУП Интерпола, которая развивается на протяжении более чем 100 — летней своей истории.
Как известно, в системе МОУП (ст.15 Устава) действует принцип «…справедливого географического представительства». Имеются структурные организации в четырех частях света – Азии, Америки, Африки и Европы, а также субрегиональные Бюро: в Бангкоке для части Юго-Восточной Азии; в Буэнос-Айресе для Южной Америки — по вопросам борьбы с распространением наркотических средств; в Сан-Сальвадоре для стран Карибского бассейна; в Хараре для Южной Африки; в Найроби для Восточной Африки; в Абиджане для Западной Африки. Основную территориюЕвразии Интерпол, хотя и обслуживает, но своего представительства не имеет, что не соответствует уровню транснациональной преступности в этом регионе.
В национальных интересах России необходимо инициировать принятие резолюции очередной Генеральной Ассамблее МОУП по созданию субрегионального Бюро Интерпола «Евразия» при Экономическом союзе государств стран Евразии по модели Европола или Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории стран – участников СНГ.
Деятельность НЦБ Интерпола МВД России, как и других правоохранительных органов, во многом зависит от уровня бюджетного финансирования, которое, как известно, скромное. Вместе с тем, правовой статус этой Организации позволяет ей иметь и дополнительные источники финансирования. В Уставе МОУП, разделе Бюджет и ресурсы, в статье 38 п. b указывается, что ресурсы Организации складываются из:
Учитывая известные проблемы бюджетного финансирования деятельности МВД России, в Положение о НЦБ Интерпола МВД России целесообразно внести следующее дополнение: «В финансировании деятельности НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений (филиалов) помимо средств федерального бюджета, выделенных на содержание органов внутренних дел, могут также использоваться средства бюджетов субъектов РФ, внебюджетных фондов и средства, выделяемые из других незапрещенных законом источников». Такое дополнение вполне соответствовало бы мировой практике и Уставу МОУП Интерпол.
Дополнительным источником финансирования деятельности российского НЦБ может стать Департамент содействия НЦБ Интерпола МВД России, который возможно создать при Всероссийской полицейской ассоциации МПА.
Примерные задачи и направления деятельности такого Департамента:
— участие в формировании технической политики в сфере вооружения, обеспечении оперативно-розыскной деятельности подразделений НЦБ средствами оперативной техники и связи на основе мониторинга мировых достижений, ноу-хау и нано технологий в этой области;
— участие в научно-исследовательской, нормативно-творческой деятельности и информационно – справочной работе, в формировании и использовании справочного фонда зарубежного законодательства;
— оказание правовой помощи гражданам по соответствующей категории уголовных дел, а также в проведении юридических экспертиз проектов управленческих решений и документов на предмет их соответствия международным правовым актам;
— участие в развитии системы приграничных связей – института комиссаров, связных офицеров, в том числе в проведении соответствующих семинаров и конференций по вопросам использования положительного опыта в борьбе с международной преступностью;
— оказание помощи в переподготовке кадров, а также в создании системы профессиональной ориентации молодежи и студентов на службу в органы полиции по линии Интерпола;
— оказание помощи в организации взаимодействия с общественностью и СМИ, в информировании населения о деятельности Организации в целях повышения ее авторитета, а также содействие в редакционно-издательской деятельности, распространении в СМИ сведений о лицах, находящихся в международном розыске, без вести пропавших, розыске похищенных предметов и документов;
— содействие в организации международных культурных и профессиональных связей, делового туризма, соревнований по прикладным видам спорта.
Взаимодействие с НЦБ Интерпола МВД России по указанным выше направлениям должно обеспечивать соответствующий уровень секретности и другие ограничения, связанные с деятельностью Организации.
IPA одна из самых больших в мире общественных организаций в правоохранительной сфере с известным статусом в ООН, Совете Европы, ЮНЕСКО, Межпарламентской Ассамблее СНГ, Организации американских государств и в других мировых системах. В свой 70 — летний юбилей она шагнула в изменившейся мир. Это требует понимания нового места и роли IPA в заново складывающейся системе международной безопасности. Поэтому, для адаптации ее деятельности в новых условиях мира и глобальной безопасности, необходимо разработать Концепцию перспективного развития IPA, в которой переосмыслить ее статус и глобальное позиционирование в международных общественных отношениях. Системно поднять IPA на новый уровень может, например, вновь созданная международная вертикально – интегрированная структура при ООН, объединяющая международные неправительственные организации в сфере безопасности.
Сегодня в традиционно понимаемой сфере международной безопасности действуют только уполномоченные на то спецслужбы и другие межгосударственные органы полицейскими, оперативно – розыскными методами. Неоценимую помощь им могут оказать и международные неправительственные общественные организации правоохранительной направленности, нацеленные на профилактику, предупреждение правонарушений и преступности. Пока здесь нет единого международного центра. IPA может инициировать образование в структуре ООН Комитета международных неправительственных объединений правоохранительной направленности в сфере безопасности. Этот Комитет, являясь центральным органом вертикально – интегрированной структуры при ООН, обеспечивал бы координацию и участие этих формирований в программах и деятельности всех заинтересованных структур ООН. Стратегической задачей Комитета может быть привлечение международных неправительственных организаций, других заинтересованных сторон к участию в общественной деятельности на благо мира и безопасности руководствуясь целью — «Партнерство во имя мира» как составного элемента глобальной архитектуры мира, провозглашенной ООН. К числу стратегических задач Комитета можно отнести и решение следующих проблем:
С 2002-го по 2016-й год в международной общественной дипломатии Россию представлял Мировой общественный Форум «Диалог цивилизаций» (Родосский форум). Как известно, в настоящее время он преобразован в Исследовательский институт «Диалог цивилизаций», финансируется через Фонд, зарегистрированный в Швейцарии, штаб – квартира в Берлине. Работа Института направлена на развитие культуры диалога и сотрудничества людей из разных культур. Такие европейские форумы нужны. Но, учитывая современные вызовы, должна быть и российская общественная площадка для обсуждения ключевых проблем безопасности и мира, объективных экспертных оценок и принятия системных решений в национальных интересах России.
Большую помощь в деятельности отмеченного выше Комитета неправительственных объединений при ООН может оказать Международный благотворительный фонд «Безопасный мир», инициативно созданный Всероссийской полицейской ассоциацией МПА. Возможный девиз фонда: «Единство во имя безопасного мира».
Основные цели и задачи такого Фонда:
— содействие МИД России и ООН в разработке к 2030 году проекта глобальной архитектуры мира и безопасности на очередной период;
— участие в соответствующих проектах и акциях ООН, ЮНЕСКО, Европейского Союза, Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ, МОУП Интерпола, Европейской полицейской организации «Европола», БКБОП государств – участников СНГ, а также в проектах международных неправительственных и общественных организаций правоохранительной, экологической, гуманитарной и другой направленности;
— проведение собственной гуманитарной политики и благотворительной деятельности согласно Уставу Фонда на международных площадках и в России. Создание в интернете ИТ-экосистемы «Безопасный мир» правоохранительной направленности.
Основная цель Фонд — объединение финансовых, материально-технических ресурсов и других возможностей юридических и физических лиц для создания устойчивой системы партнерства, направленной на финансовое и материально — техническое обеспечение уставной деятельности Фонда, его российских и международных проектов и программ.
Фонд, по опыту успешного проведения Международных Форумов в нашей стране, может возложить на себя почетную миссию по организации в России ежегодного Международного общественного Форума «Безопасность во имя мира», что будет достойным участием в реализации предложенной ООН цели «Партнерство во имя мира».
Участие Всероссийской полицейской ассоциации МПА в реализации Стратегии информационной компании МОУП Интерпола «Дадим преступности отпор» показало насколько важно понимать полномочия общественных организаций, их возможности, место и роль не только в международных проектах, но и в тех программах и планах, которые принимаются по вопросам безопасности и профилактики преступности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Такого рода деятельность для граждан и общественных организаций должна быть регламентирована специальным федеральным законом, которого, к сожалению, пока нет. Поэтому нет и четкого понимания роли, форм и степени участия общественных объединений в действующей системе профилактики преступности, которая у нас, как и в других странах, находится в компетенции правоохранительных органов. Такое положение дел могла бы изменить единая система профилактики международной преступности на межгосударственном уровне, но она, к сожалению, тоже не создана.
Всероссийская полицейская ассоциация МПА совместно с НЦБ Интерпола МВД России может выступить инициатором разработки межгосударственной системы предупреждения и профилактики транснациональной преступности, в которой участниками будут не только уполномоченные на то правоохранительные органы и спецслужбы, но и международные общественные объединения
Здесь свое слово должен сказать законодатель. До этих пор наше участие в подобных проектах, особенно в международных, — самодеятельность. Нужна нормативная регламентация того, в каких именно конкретных общественных формах и методах деятельности может и должно выражаться участие таких как наша организаций в профилактике преступности на международном уровне, причем, в роли субъекта таких отношений со всеми вытекающими из такого статуса правами и обязанностями.
Справка: в настоящее время действуют ФЗ «Об общественных объединениях» и относительно недавно принятый ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Какой юридический статус отведен в них общественным организациям в сфере профилактики преступности? Прописаны ли направления и основные формы их участия в этой деятельности, в том числе международной? — Так, в статьях 1 и 4 последнего ФЗ только в самом общем виде упоминается, что закон регулирует такого рода отношения для общественных организаций. Но далее, все его главы и статьи не реализуют эту декларацию в устанавливаемых нормах права. Включение же слов «общественность», «общественные организации» только украшает текст закона, что не устанавливает для таких организаций никаких прав, обязанностей, ответственности и т.п. То же самое касается и статьи 6, где речь идет о принципах функционирования системы профилактики. В нее общественность не вошла в качестве субъекта. Но справедливо будет отметить, что оба отмеченные выше закона изначально и не были нацелены на обеспечение участия общественных организаций в профилактике преступности, тем более международной.
Совместно с МВД России Всероссийская полицейская ассоциация МПА может инициировать подготовку проекта законодательной инициативы — Федерального закона «Об участии общественных объединений в профилактике совершения преступлений и укреплении общественной безопасности»