От редакции.
В текущем году профессиональный праздник сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов наркоконтроля совпал с 10 – летним юбилеем образования этой сравнительно новой для России федеральной спецслужбы. Мы попросили члена Общественного совета Управления ФСКН РФ по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, нашего коллегу руководителя Представительства ВПА в СЗФО РФ Вячеслава Владимировича Уса прокомментировать это событие.
В.В. — Время летит стремительно. Кажется, только вчера я проходил службу в налоговой полиции и был свидетелем ее трансформации в новый правоохранительный орган специального назначения. И вот уже пролетело десять лет. 11 марта 2003 года Указом Президента России было образовано специальное уполномоченное ведомство для обеспечения контроля за оборотом наркотиков. За эти годы ФСКН стала авторитетным звеном в системе российских правоохранительных органов с надежным и профессионально подготовленным кадровым составом. В феврале 2012 года состоялась торжественная церемония прибивки полотнища Знамени ФСКН России к древку и его освящение. Эта церемония состоялась в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Знамя во все времена было символом чести, доблести и славы. Являясь официальным символом и реликвией, которое олицетворяет традиции ведомства, символизирует честь и верность долгу, оно воплощает лучшие традиции беззаветного служения Отечеству. Вручение Знамени – историческая веха в развитии Службы.
Прочной основой деятельности Службы стала утвержденная Президентом России Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Ежегодно, учитывая наркоситуацию в Санкт–Петербурге и Ленинградской области, ответственные организации и ведомства принимают соответствующие меры реагирования. В этой связи следует отметить, что Управление ФСКН РФ по г. Санкт–Петербургу и Ленинградской области среди родственных подразделений в России занимает первое место по всем основным показателям оперативно–розыскной и служебной деятельности. За 10 лет раскрыто 12 773 преступления. Из них тяжких и особо тяжких 10 787. Изъято наркотических средств и психотропных веществ (в гр.) 6 192 141,1. Количество фактов значительных изъятий 2 453 (по классификации УНП ООН). Привлечено к уголовной ответственности 7 597 чел. В результате не только все больше преступников получают суровое возмездие, но и все большее число наших граждан, прежде всего молодых, осознают пагубность смертоносного пристрастия к наркотикам.
Ред.: — Как член Общественного совета, в чем Вы видите его роль и участие в деятельности Управления? Ведь оно решает довольно специфические оперативно–розыскные задачи, чем может помочь такой общественный орган спецслужбе?
В.В. – Высокие результаты борьбы с организованными формами наркопреступности, легализацией преступных наркодоходов и контрабандой наркотиков показывает в то же время и глобальность наркоугрозы, особую латентность этого вида преступности. Принятые меры, конечно же, позволили серьезно оздоровить ситуацию в стране и в нашем регионе. Но тот факт что мы находимся на вершине айсберга, наверное, ни у кого не вызывает сомнения. А кто, как не оперативный сотрудник и практикующий врач-нарколог знают эту острую проблему изнутри и наиболее глубоко. Но их усилия, в основном, направлены на борьбу с последствиями, а не с причинами этого многогранного социального явления. Наш Совет призван помогать своими общественными формами и методами профессиональной деятельности этой спецслужбы и органам здравоохранения. Он также должен найти своё место в реализации тех программ, которые принимаются государством на федеральном и региональном уровнях. Сейчас деятельность Общественных советов, на мой взгляд, проходит в известном вакууме. Дело в том, что ранее существовала и обеспечивалась государственная функция социальной и общественной профилактики правонарушений. И, как это помнят теперь только ветераны милиции, эту ответственную социальную задачу долгое время организационно обеспечивала снизу доверху самостоятельная и мощная в системе МВД Профилактическая служба. Сейчас МВД активно освобождается от выполнения не свойственных ей задач и это очень правильно. В планах реформирования полиции – создание системы специальной профилактики преступлений и правонарушений в рамках служебной деятельности. То же самое происходит и в органах ФСКН. Но на общественных началах должная система социальной профилактики правонарушений, в том числе и наркопреступности, как это понятно, не возродится. В последнее время появилась надежда, что она все-таки будет создана, но уже в ином виде. Как Вы знаете, в настоящее время идет формирование правовой базы государственной политики в этой области. Завершается работа над проектом ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений Российской Федерации». Будущий закон, а также Правительственная комиссия по профилактике правонарушений на длительную перспективу должны заложить и обеспечить эффективную деятельность новой системы специальной и общественной профилактики правонарушений в стране. Будут пересмотрены и обновлены соответствующие законы в субъектах РФ, Положения о межведомственных и ведомственных комиссиях, действующих на общественных началах, различные программы и планы на всех уровнях. Но это все в будущем. А сегодня обратимся к проекту ФЗ и посмотрим на него через призму тех задач, которые могли бы решать общественные объединения, а также общественные советы при правоохранительных органах и, в частности, созданные при Управлениях ФСНК РФ. Какая в проекте отведена роль этим общественным формированиям, имеется ли правовая база их деятельности, прописаны ли направления и формы влияния на решение проблем? Вопрос, к большому сожалению, риторический. Так, в статьях 1 и 4 проекта ФЗ в самом общем виде только декларируется, что закон будет регулировать такого рода отношения, если они возникнут у заинтересованных сторон. Но далее в проекте закона во всех его главах и статьях нет логического развития того что эта идея вошла в установленную им государственную систему профилактики. И если даже по тексту далее через запятую и появляются слова «общественность», «общественные объединения», то это только для украшения текста. Эти включения не несут за собой никаких прав, обязанностей и др. К сожалению, в проекте ФЗ нет даже указания на то, что в будущем в этом плане нужно будет дополнить и уточнить действующий ФЗ «Об общественных объединениях». Но зато неожиданно после такого провала, в ст. 6, где речь идет о принципах функционирования системы профилактики (куда общественность не вошла, в т.ч. и в качестве субъекта), мы можем познакомиться с тем, что вся система функционирует на принципах ответственности и эта ответственность вменяется и общественным объединениям в сфере профилактики. С другой стороны, если бы идея общественности, ее роли и влияния присутствовала в проекте ФЗ, то в ст. 11 могли быть сформулированы и организационно-управленческие меры общественного воздействия на положение дел, примерно, такие как у др. субъектов профилактики. Это же касается и ст. 21 которая в информационной сфере должна обеспечивать общественный контроль за деятельностью системы профилактики путем размещения на официальных сайтах сведений о рассмотренных вопросах и принятых решениях. Этим общественный контроль и ограничивается. Правда если не считать что различные комиссии работают действительно на общественных началах и этим якобы предполагается обеспечение ими общественного контроля. Но ведь в той же Правительственной комиссии, на которую все равняются, из 30 ее членов 24 чел. это госслужащие высокого ранга. Остальные 6 человек представляют: Государственную Думу (3 чел.) — председатели комиссий; Совет Федерации (1 чел.) — является членом одного из комитетов; Торгово-промышленную палату РФ (2 чел.) – один из них руководит благотворительным фондом, другой является директором Департамента экономической безопасности предпринимательства. При таком представительстве на заседаниях подобных комиссий руководители более высокого ранга будут заслушивать своих коллег из госструктур рангом поменьше о выполнении ими их внутриведомственных служебных задач и, наверное, о том как они взаимодействуют с общественностью. Но этот предмет разговора ведь должен быть прописан в законе, чего пока нет. Или вот взять тему нашей беседы – профилактику наркомании. Сколько раз в год этот вопрос может быть обсужден на межведомственной комиссии? Ведь на нее возложены многогранные задачи по выработке решений и координации работы по многим направлениям, это: профилактика пьянства, алкоголизма, борьба с незаконной миграцией, принятие мер по ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы и многие другие. Общественным советам при Управлениях ФСКН можно сказать повезло, так как они созданы при государственной специализированной службе, при которой легче выстроить четкую систему общественной помощи и контроля. А что делать МВД, где дай Бог обеспечить бы на должном уровне в рамках своей служебной деятельности специальную профилактику многих, а не одного вида правонарушений. Тема созданных в системе МВД общественных советов также требует единого законодательного подхода к установлению их общественного статуса и ответственности.
В целом же, как мы видим, в проекте ФЗ задачи поставлены пока только госструктурам, заинтересованным ведомствам, юридическим и физическим лицам. Кстати что касается этих лиц, то им разрешается участвовать в системе профилактики по согласованным направлениям работы либо по собственной инициативе в пределах своих уставных задач. Эта новелла в законе конечно хорошая, но в проекте ФЗ хотелось бы видеть, кто и как будет контролировать выделенные на эти цели деньги из бюджетов. Ведь не из своего же кармана эти физические и юридические лица будут финансировать такую деятельность. Видимо, эта часть проекта закона должна пройти антикоррупционную экспертизу. Впрочем, так же как и п. 4 ст. 14, п. 2 ст. 15 и ст. 19, где речь идет о финансовой основе системы профилактики, разработке и реализации целевых ведомственных, муниципальных и др. программ.
Обсуждение проекта ФЗ вызовет много откликов и предложений и он наверняка станет лучше, тем более что в нем есть просто блестящие новации. К примеру — новая и очень четко прописанная по всем разделам и статьям система виктимологической профилактики, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств.
Ред.: — Бесспорно затронутые Вами вопросы актуальны. Хочется, чтобы новый закон был принят оперативно, и государственная политика в этой сфере приобрела бы четкую и эффективную систему. Будем надеяться, что это вопрос времени. Но, наверное, сидеть сложа руки нельзя. Давайте вернемся к работе Совета, членом которого Вы тоже являетесь. Что можно сделать до того как строительство новой системы докатится до нас сверху?
В.В. – В этой ситуации Общественный совет, конечно же, не должен ждать особых установок сверху, а инициативно ставить проблемы, которые в состоянии решить вместе с заинтересованными государственными органами и ведомствами. Стоит, например, обратиться к прежнему богатому опыту и, не изобретая велосипед, предложить вполне реальные вещи. Так сегодня на различные государственные, региональные и муниципальные программы в этой сфере предусмотрено немало бюджетных средств, наверное, не меньше чем в советские времена. Эти суммы широкой общественности и гражданам почти не известны. Но дело даже не в том чтобы налогоплательщик просто был в курсе того во что ему обходятся эти программы, а в том, что он должен иметь представление насколько они эффективны. Сегодня мы, наверное, должны помочь руководителям предприятий, вузов, школ, детских учреждений, библиотек, соответствующих комитетов администраций, а также депутатам и заинтересованным в этом деле ответственным лицам профессионально разобраться и четко определить для себя, каким должен быть на руках у каждого обязательный перечень конкретных мер реагирования на обстановку на любом уровне. Общественная защита различного рода программ – лучший общественный контроль. Граждане, проживающие в конкретном микрорайоне, директоры школ, наши депутаты — лучше других знают свои проблемы и посоветуют, где нужна спортплощадка, клуб для подростков и др. А затем и спросят с ответственных за эту работу. Эти меры в целом и создадут ту систему профилактики, к которой мы стремимся в совершенно новых условиях. В ходе такой работы определится содержание программ и появятся новые идеи, на что конкретно тратить бюджетные деньги.
Также Общественные советы могли бы позаботиться об улучшении имиджа полиции, который внедрен сегодня в общественное сознание. Несмотря на возражения с мест, я бы предложил периодически организовывать общественные аттестации деятельности полиции. Руководство полиции, особенно низовых звеньев, в настоящее время пока весьма настороженно относятся к такому рода общественным акциям, поскольку личный состав просто оглушен негативом и неприязненным огульным отношением к нему. Отношение к подобным акциям должно постепенно изменяться. Пока многие страшатся несправедливой реакции на публикации, так как после них некоторые руководители начинают срочно снимать друг друга с занимаемых должностей. Хирургические меры, конечно же, нужны, но в конкретных случаях, когда это объективно, понятно и оправдано. Но, это отдельная тема для разговора.
Роль Общественного совета сегодня представляется также и в том, чтобы показывать обществу лучшие стороны деятельности полиции, ведь в её рядах подавляющее большинство сотрудников преданы службе, они с Присягой в сердце верно служат народу, зачастую рискуя собственной жизнью. Наша общественность и граждане так ничтожно мало знают о подвигах многих сотрудников, тех, кто отдаёт свою жизнь, исполняя свой служебный и гражданский долг. Разве именно не эта тема — самая достойная для освещения? Сегодня нужны эффективные контрмеры для противостояния негативу, который обрушивается на личный состав. Отношение к полиции изменится тогда, когда люди будут знать не только о её проблемах и промахах, но и о бескорыстной, достойной, и часто героической ежедневной работе, о ее результатах. Кстати, общественная аттестация полиции в этом плане открыла бы обратную связь с теми, кого призвана защищать. Поэтому деятельность Общественного совета по созданию объективного имиджа полиции вместе с её руководством является более чем актуальной.
Ред.: — Благодарю Вас за интервью. Учитывая, что поднятые Вами проблемы важны не только для деятельности общественного совета Управления ФСКН, но и для аналогичных общественных структур других правоохранительных органов, мы надеемся в дальнейших выпусках журнала продолжить разговор на эту тему.